Сказка - Википедия

Ска±зка 1) вид повествовательного, в основном прозаического ( сказочная ), включающий в себя разножанровые , в которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор противостоит "строгодостоверному" фольклорному повествованию ( несказочная проза ) (см. , , , , , , , , , ). 2) литературного повествования. Литературная сказка либо подражает фольклорной ( литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле ), либо создаёт дидактическое произведение (см. ) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной. Слово « сказка » засвидетельствовано в письменных источниках не ранее . От слова « каза±ть ». Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с - . Ранее использовалось слово , до - . Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам. Бывают разные типы сказок. [ Фольклорная сказка, в основе которой лежит , относится к прозаическому фольклору ( ). Миф, потеряв свои функции, стал сказкой. Профанное сакральному . Миф связан с ритуалом, поэтому миф, в определённое время и в определённом месте, раскрывает посвящённым тайные знания; Нестрогая достоверность строгой достоверности . Уход сказки от мифа привело к тому, что художественная сторона мифа вышла на первый план в сказке. Сказка «заинтересовалась» увлекательностью сюжета. ( ) мифа стала неактуальной для сказки. События сказки происходят вне географической приуроченности в рамках сказочной географии. Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику, в установлении которой настаивал . данного жанра, строятся с помощью установленных традицией «Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве» сказочные инициалы, зачины; «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» срединные формулы; «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» сказочная концовка, финал; « » кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где Клишированное описание портрета «Баба-Яга, костяная нога»; Клишированные формульные вопросы-ответы «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом», и т. д.; Клишированное описание места действия: «на калиновом мосту, на реке смородиновой»; Общефольклорные : «красна девица», «добрый молодец». Фольклорная сказка отвечает трём требованиям фольклорной бытийности ( . . . фольклорной сказки, в отличие от сюжета литературной сказки, существует во множестве текстов, в которых допускается некоторая степень исполнителя сказочного материала. Тексты фольклорной сказки противостоят друг другу по степени схожести-несхожести как - . В ставится проблема , разрешение которой решает вопрос о творческом мастерстве исполнителя сказочного фольклора, ведь он не запоминает текст сказки целиком, а порождает текст на глазах у слушателей, восстанавливая конструктивные элементы текста, тематические ( ) и стилистические («общие места», и пр.). Сказитель хранил в памяти сказочные сюжеты целиком или в форме единиц сюжета, т. н. мотива, и воспроизводил в исполняемой сказке. Сказковедение перечислило все обнаруженные сказочные сюжеты, собрав их в составленные . Некоторые сказочные сюжеты встречаются в одном тексте ( сюжетов). Сказитель, для придания эпического замедления, использовал приём утроения действия в сказке. В сказковедении идёт постоянный поиск полного описания структуры текста ф. с. Для удобного описания текста исследователи выделяют, помимо композиционно-сюжетного и стилистического уровней текста, ещё идейно-тематический и образный уровни. В архаические времена (распад ) ф. с. напоминала миф ( мифологическая сказка или миф-сказка ), однако и поздняя классичесская сказка сохранила мифологического сознания. Задача , как междисциплинарной науки, стоящей на границе , , , вскрыть в тексте эти реликты. [ Фольклорная сказка имеет внутрижанровые разновидности. В науке о сказке существует проблема классификации сказочных жанров. В "Сравнительном Указателе Сюжетов: Восточнославянская сказка", созданная на основе справочника по системе , в котором систематизирована европейская, а потом, в последующих редакциях Стита Томпсона (Thompson Stith) (см. ), сказка народов Мира, представлены следующие жанры сказочного фольклора: Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах. Волшебные сказки.Сказка - Википедия Легендарные сказки. Новеллистические (бытовые) сказки. Сказки об одураченном чёрте. Анекдоты. Небылицы. Кумулятивные сказки. Докучные сказки. Многие фольклористы (В. Я. Пропп, Э. В. Померанцева, Ю. И. Юдин, Т. В. Зуева) различают в составе жанровой разновидности "Бытовые сказки" два жанровых образования: новеллистические и анекдотические сказки. Новеллистические сказки находятся не только в разделе "Новеллистические сказки", но и в разделе "Волшебные сказки". А анекдотические сказки вбирают в себя сюжеты из группы "Сказки об одураченном чёрте", многие сюжеты, отнесённые к анекдотам, некоторые сюжеты, включённые в раздел новеллистические сказки, и некоторые сюжеты, причисленные к волшебным сказкам. В сказочном фольклоре не всегда можно провести чёткую границу между сказочными жанрами. Так, легендарная сказка может рассказываться как легенда, а переделки былин могут быть отнесены в особую жанровую группу "Богатырская сказка". Изменение отношения к действительности носителей фольклора, изменяет принадлежность повествования к тому или иному фольклорному эпическому виду. [ [ Сказка о животных (животный эпос) это совокупность (конгломерат) разножанровых произведений сказочного фольклора (сказка), в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо 1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза (саней»)), либо 2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»). Возможная классификация сказки о животных. Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Аарне-Томсоном и в "Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка": Дикие животные. Лиса. Другие дикие животные. Человек и дикие животные. Домашние животные. Птицы и рыбы. Другие животные, предметы, растения и явления природы. Следующая возможная классификация сказки о животных это структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку. В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как: Кумулятивная сказка о животных. Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как: Анекдот. Легенды, предания, бытовые рассказы о животных Пропп, в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же, в основу своей классификации, отчасти положил формальный признак, но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания. Третья возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на: Детские сказки. Сказки рассказанные для детей. Сказки рассказанные детьми. Взрослые сказки. Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказки рассказанные для детей имеют упрощенную структуру. Но есть жанр сказки о животных, который никогда не будет адресован детям это т. н. «Озорная» («заветная» или «порнографическая») сказка. Около двадцати сюжетов сказок о животных - это ( Рекурсивная ). Принцип такой композиции заключается в многократном повторении сюжета. , и , Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Кумулятивную (цепевидную) композицию различают: Докучные сказки типа « ». Единица текста включается в другой текст («У попа была собака»). « » - нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся. « » - происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся. « » - предыдущая единица текста отрицается в следующем эпизоде. Другой жанровой формой сказки о животных является структура волшебной сказки (о структуре смотрите ниже) (" " СУС 123, " " СУС 61 B). Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки - о проделках животных ("Лиса крадёт рыбу с саней (с воза) СУС 1, "Волк у проруби" СУС 2, "Лиса обмазывает голову тестом (сметаной) СУС 3, "Битый небитого везёт" СУС 4, "Лиса-повитуха" СУС 15 и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры , особенно на аполог (басню). Сюжетное ядро комической сказки о животных составляют случайная встреча и проделка (обман, по Проппу). Иногда сочетают несколько встреч и проделок ( ). Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки - лиса (в мировом эпосе - заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. Замечено, что если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных - выигрывает (Дм. Молдавский). Это идёт из архаического фольклора. В современной сказке о животных победа и поражение трикстера нередко получает моральную оценку. Трикстеру в сказке противопоставлен простофиля . Им может быть и хищник (волк, медведь), и человек, и животное-простак, вроде зайца. Значительная часть сказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает не комическое начало, а нравоучительное, морализующее. При этом аполог не обязательно должен иметь мораль в виде концовки. Мораль вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации должны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы. Типичными примерами аполога являются сказки, где происходит столкновение контрастных персонажей (Кто трусливее зайца? ; Старя хлеб-соль забывается ; Заноза в лапе медведя (льва) . Апологом можно также считать такие сюжеты, которые были известны в литературной басне с античных времён (Лиса и кислый виноград ; Ворона и лисица и многие другие). Аполог - сравнительно поздняя форма сказок о животных. Относиться ко времени, когда моральные нормы уже определились и подыскивают для себя подходящую форму. В сказках этого типа трансформировались лишь немногие сюжеты с проделками трикстеров, часть сюжетов аполога (не без влияния литературы) выработал сам. Третий путь развития аполога - это разрастание паремии (пословицы и поговорки. Но в отличие от паремии, в апологе аллегория не только рациональна, но и чувствительна. Рядом с апологом стоит так называемая новеллистическая сказка о животных, выделенная Е. А. Костюхиным. Новелла в животной сказке - это рассказ о необычных случаях с довольно развитой интригой, с резкими поворотами в судьбе героев. Тенденция к морализации определяет судьбу жанра. В нём более определённая мораль, чем в апологе, комическое начало приглушено, либо совсем снято. Озорство комической сказки о животных заменено в новелле иному содержанию - занимательному. Классический пример новеллистической сказки о животных - это "Благодарные звери". Большинство сюжетов фольклорной новеллы о животных складываются в литературе, а потом переходят в фольклор. Лёгкий переход этих сюжетов связан с тем,

Похожие статьи:

Hosted by uCoz