Народная сказка как этнографический источник. | Научно-исследовательские

Народная сказка как этнографический источник . Величайшее богатство народа- его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах, былинах, сказках. Меткий и образный русский язык особенно богат сказками. Их тысячи. Как на крыльях они перелетают из века в век от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость... Различны эпохи породившие сказки. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлялись в чеканных народных былинах и сказаниях. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни, радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истины и уродство предрассудков. "Вечером слушаю сказки- и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!"- записал А.С. Пушкин в 1824г. в Михайловском. Драгоценными историческими документами называл русские сказки В.Г. Белинский, подчеркивая при этом их социальное звучание. Еще об одной важной особенности сказок- их способность "заглядывать вперед", выдумке писал А.М. Горький: "О коврах самолетах, фантазия сказочников знала за десятки веков до изобретения аэроплана, о чудесных скоростях передвижения в пространстве предвещала задолго до паровоза, до газо- и электромотора". Формы и жанры народной прозы не менее разнообразны, чем поэзии: это предания и легенды (включая древнейшие из них- об основании Киева о Евпатии Коловрате, о граде Китеже, пословицы, поговорки, заговоры, загадки и конечно в первую очередь сказки). Сказки- прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, дурачке Емеле, чудесах царевны лягушки нас привлекает острота социального смысла, неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений. С необычайной щедростью, во всем великолепии явлены в сказках сокровища народной разговорной речи. Гибкостью, тонкостью смысла, многообразием и обилием оттенком, слово о сказке удивляло даже самых взыскательных художников. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве как только начинает говорить. Школьник встречается со сказками и в букваре, и в первых книгах для чтения и при изучении литературы в старших классах, когда знакомится с произведениями писателей- классиков. Из сказок подросток узнает, что счастье не мыслится без труда, без стойкости нравственных принципов. В сказках неизменно осуждаются насилие, разбой, коварство, черные деяния. Сказка помогает ребенку укрепиться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношение к своим и чужим поступкам. Сказочная фантастика утверждает человека о светлом понятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты. В своей работе я сделал попытку охарактеризовать русские народные сказки в целом, раскрыть их идеи и образы, показать особенности сказочного стиля. I Ученые по разному толковали сказку. Одни из них с безусловной очевидностью стремились охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, а другие желали понять, как в фантазии сказок преломилось отношение народных рассказчиков к окружающей действительности. Считать ли сказкой вообще любой фантастический рассказ или выделять в устной народной прозе и другие ее виды- сказочную прозу. Как понимать фантастический вымысел, без которого не обходиться не одна из сказок? Ведь даже в детской прибаутке о том, как таракан дрова рубил, а долгоногий журавль на мельницу ездил, не говоря о преданиях и легендах, есть фантастический вымысел и занимательность. Без фантастики немыслима не одна сказка. Такое понимание близко нашим обиходным понятиям о сказке. Мы и сегодня желая указать на несоответствие какой- нибудь речи истине, говорим, что она- сказка. Попытку отличить сказку от других жанров фольклора предпринял более ста лет назад К.С. Аксанов. говоря о различии между сказками и былинами он писал: "Между сказками и песнями, по нашему мнению лежит резкая черта. Сказка и песня различны изначала.Народная сказка как этнографический источник. | Научно-исследовательские Это различие установил сам народ, и нам всего лучше прямо принять то разделение, которое он сделал в своей литературе. Сказка- складка (вымысел), а песня- быль, говорит народ, и слова его имеют смысл глубокий, который объясняется, как скоро обратим внимание на песню и сказку". Аксаков считал что самое характерное для сказок- вымысел, причем сознательный вымысел. С этой трактовкой сказок не согласился известный фольклорист А.Н. Афанасьев: "Нет сказка не пустая складка, в ней, как и вообще во всех созданиях целого народа, не могло быть и в самом деле нет ни нарочно сочиненной лжи, ни намеренного уклонения от действительного мира". Афанасьев был прав, хотя и исходил из особого, мифологического понимания генезиса сказки. Известный советский сказковед Э.В. Померанцева приняла эту точку зрения: "Народная сказка (или казка, байка, побасенка)- эпическое устное художественное произведение преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Последний признак отличает сказку от других жанров устной прозы: сказа, передания и былички, т.е. от рассказов преподносимых рассказчиком слушателям как повествование о действительно имевших место событиях, как бы маловероятны и фантастичны они иногда "ни были". Правильны ли эти определения? "Складка", сознательная установка на вымысел, "целеустановка на развлечение", сочетающаяся с обращением к необычному в повествовании, - все это невозможно признать достаточным для определения сказки. Было время, когда в истину сказочных повествований верили также непоколебимо, как мы верим сейчас историко- документальному рассказу и очерку: Автор новейшей книги "Образы восточно- славянской волшебной сказки Н.В. Новиков привел многочисленные свидетельства собирателей фольклора, которые признавали существование и веры в языческое чудесное". Однако очень часто сказочники сказку считали вымыслом. Поэтому Новиков что признак "верят или не верят рассказчик и его слушатели в реальную возможность" сказочных чудес, не может быть сочтен определяющим для сказки. Сказка независимо от этого обстоятельства "остается" сказкой". II Фольклор возник тогда, когда письменности еще не было. Фольклорное произведение не закреплялось на бумаге. Оно передавалось от человека к человеку устно. Вернее сказать: оно и живет, существует только в тот момент, когда его исполняют если оно не передается, не исполняется не звучит- оно умирает, его как бы нет совсем. Книга же может лежать хоть год. Хоть десять лет. А потом расскажет все что хотел рассказать автор, тому кто снимет ее с полки и прочитает. Египетские папирусы и глиняные таблицы Вавилонян ученые прочитали через несколько тысяч лет. Итак, первое отличие фольклора от литературы, устного искусства слова от письменного: устная форма существования. Конечно, после изобретения письменности появилась возможность записать песню, сказку или былину. Но все равно- пока песня, сказка или былина живут естественной жизнью, они живут, передаваясь из уст в уста. Также (живут) как чтение- нормальная форма усвоения литературного произведения (хотя его порой можно и прочитать). Фольклорное произведение распространяемое устно, и фольклорное произведение, записанное, напечатанное, - это все равно что живая жизнь и фотография: на снимке запечатлен какой- то миг, но жизнь от этого не остановилась, продолжается (жить) дальше. Как же живут фольклорные произведения? Зададим себе такой вопрос: можно ли предположить что фольклорные произведения, проходя через тысячи и миллионы уст из конца в конец страны переходя от одного поколения к другому, не меняется, как не меняется стихотворение Пушкина "Зимний вечер" которое когда то учили наизусть наши бабушки и дедушки, а теперь учат школьники. Ну, во- первых ему легко изменяться, потому что текст не закреплен на бумаге. Во- вторых это произведение как бы не имеет автора, оно безымянное. В фольклоре ведь не существует авторского права. Кто- нибудь, когда- нибудь обязательно что- то спутает заменит забытое слово своим. Хотя тоже может быть, подходящим. Наконец, человек может просто ослышаться, неверно понять слово- он же на слух его воспринимает. Процесс создания устных произведений облегчает дальнейшее их видоизменение, предает им фольклорный вид. Как правило, устное произведение находит свое содержание и форму после того, как поживет в народе пройдет процесс изменений, когда обретет традиционно- устойчивые черты характера для творящей среды. Когда освободится от случайностей индивидуального творческого почина. Все народные сказки, придания, былинки, анекдоты, песни, пословицы, загадки- почти все произведения народного массового творчества прошли через этот процесс фолклоризации. Они нашли в результате длительных изменений свою традиционную устойчивую основу, которая неизменно обнаруживается в их содержании и форме. Сложенные таким образом произведения независимо от лиц от которых записано традиционно устойчивых темах, идеях, сюжете (если произведение сюжетно) в образах, композициях и стиле. Традиционная устойчивость, сохраняемая в условиях варьирования, - непременный признак фольклорного произведения. Больше или меньше распространенность, длительность бытования устного, произведения- факт, подтвержденный историей фольклорного общества в любом его виде, в том числе и сказками. Народные сказки свойственны все особенности фольклора. Сказочник зависит от традиции в форме которых коллективная художественная работа других сказочников доходит до него. Традиция как бы диктует сказочнику содержание и форму его творения, основные поэтические приемы особый выработанный и развитый на протяжении веков сказочный стиль. Эти традиции властно вмешиваются в творческий процесс народного мастера- сказочника. Устные сказки записанные от сказителей, - творение многих поколений людей, а не только этих отдельных мастеров. III "В некотором царстве, в некотором государстве..." Эти слова- как позывные перед футбольным матчем: только услышишь- сразу скажешь, что дальше будет. Дальше будет сказка. Сказки бывают разные. Есть волшебные или фантастические. Тут действуют такие герои, как Баба- Яга, Кощей Бессмертный, чудесные предметы: дубинка- самобойка, скатерть- самобранка, гусли- самоигры. Есть сказки о животных, похожие на басни. Есть сказки бытовые. В них идет речь о жизни в дореволюционной России: о барине, о попе, о поповом работнике, о бедном мужике, о ловком солдате. Бытовая сказка, кок показывают ее содержание, ее герои, самая молодая. Волшебная сказка зародилась так давно что... ни в сказке сказать ни пером описать. В некоторых сказках есть такие персонажи, как Солнце, Месяц, Ветер. Как их нарисовать? Есть ли что- то человеческое в их облике? Дедушка Водяной, говорят ученые- древний хозяин воды. Баба- Яга- хозяйка леса, хозяка лесных зверей. Эти образы ведут нас к представлениям первобытных людей, которые одушевляли, очеловечивали все стихии, все силы природы. Первобытные люди почитали зверей и птиц. Они думали, что каждое племя, каждый род происходит от какого- нибудь животного предка. Такому животному (его называют потемным, а такие верования- тотемизмом) поклонялись, приносили ему жертвы. Сами наименования племен и родов часто указывают на их тотемного предка, покровителя. В некоторых русских сказках действуют Орел, Сокол, Ворон Воронович- это тоже воспоминание об очень далекой поре, воспоминания о тотемных предках, об очень далекой поре. Анализируя волшебные сказки, ученые находят в них отражение разных сторон жизни первобытного человека, его верования

Похожие статьи:

Hosted by uCoz